27 - 29 марта в Академии последипломного образования в Минске состоялась Заключительная конференции белорусско-немецкого проекта
"Партнерская сеть Школ устойчивого развития:
межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения"
Организаторы: ГУО «Академия последипломного образования», Минский международный образовательный центр имени Й. Pay, ГУО «Гимназия № 19 г. Минска», УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
Участники:
— команды учреждений образования Республики Беларусь - участники Проекта;
— представители Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
— представители институтов развития образования, районных и областных структур управления образованием;
— представители международных проектов в области образования в интересах устойчивого и образования взрослых;
— представители средств массовой информации
Пленарные заседания:
- Легитимизация институтов ОУР как механизм устойчивого развития образования и инновационных социальных практик - Александр Иванович Жук, доктор педагогических наук, профессор, Первый заместитель министра образования Республики Беларусь
- Проект «Партнерская сеть Школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения»: история развития практик образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток - 21 - Надежда Владимировна Самерсова,кандидат педагогических наук, доцент, координатор проектов по ОУР Минского международного образовательного центра им. Й. Pay
- Сетевое взаимодействие - условие становления коллективного субъекта управления региональными практиками образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток - 21 - Нина Николаевна Кошель, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель проекта «Партнерская сеть школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения»; София Борисовна Савелова, доцент кафедры педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия последипломного образования», официальный представитель Международной инициативы «Хартия Земли» в Беларуси
- Международное сотрудничество и партнерство как ресурс интеграции идей образования в интересах устойчивого развития в практику регионального сотрудничества - Дмитрий Карпиевич, координатор Программы поддержки Беларуси
- Ресурсный центр Партнерской сети школ устойчивого развития как / субъект организации межрегионального сотрудничества и устойчивых изменений образования и социальных практик регионов - Светлана Владимировна Биран, директор ГУО «Гимназия г. Ветки», руководитель Ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития малых городов Беларуси
- Проект «Партнерская сеть Школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения»: опыт и достижения — Анатолий Владимирович Муравьев, директор ГУО «Гимназия № 19 г. Минска», руководитель Республиканского ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток
- Технологии и ресурсы повышения эффективности межрегионального взаимодействия и сетевой кооперации школ: состояние и перспективы развития - Инесса Владимировна Зубрилина, эксперт проекта «Партнерская сеть школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения», победитель конкурса «Учитель года Республики Беларусь»
Социально-значимые инициативы гуо «гимназия-колледж искусств г. молодечно» как фактор Устойчивого развития местного сообщества
Посмотреть презентацию
Е.В.Храмцевич
ГУО «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно»,
заместитель директора по учебно-методической работе
Миссия школы —
инициативного центра устойчивого развития (УР) региона связана с содействием
повышению качества жизни людей и обеспечением в развития человеческих ресурсов
и инновационных практик региона. Обеспечение собственной практики образования в
интересах устойчивого развития (ОУР) и оказание (как условие ее организации)
помощи другим позволяет школе не только расширить сферу своего влияния, но и
стать в регионе ресурсным центром комплексной поддержки ОУР.
С сентября 2012 года
ГУО «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно» осуществляет инновационный проект
«Внедрение модели комплексной поддержки педагогических инициатив как ресурса
развития учреждения образования» (научный консультант – А.В.Воронов, старший
преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования АПО).
Актуальность
инновационной деятельности обусловлена необходимостью:
обновления
повседневной жизни образовательной организации – центра
комплексной поддержки педагогических инициатив Молодечненского региона;
разработки
организационной модели социально активной деятельности учреждения образования
на основе развития системы самоуправления;
восстановления и сохранения в образовательном процессе
коммуникации участников гимназического сообщества как условия обеспечения
эффективности их взаимодействия в интересах становления активной гражданской
позиции;
реализации
потребностей учащихся в освоении методов построения конструктивных
отношений со сверстниками, учителями, родителями, представителями местных органов
власти, научных и производственных структур, общественных объединений,
населением;
обеспечения высокого
качества образования каждого учащегося[3].
Деятельность по
управлению педагогическими инициативами в системе комплексной поддержки
организована в соответствии с процессами восхождения и реализации инициатив,
способствует наращиванию человеческих ресурсов развития.
Совместный поиск с
подрастающим поколением новых путей разрешения комплекса существующих в регионе
экологических, экономических и социальных проблем, включение учащихся в
процессы их преодоления есть важнейшие составляющие эффективной практики
образования в интересах устойчивого развития, предполагающей осуществление
компетентностного подхода в создаваемой системе «обучения действием»[5].
Социальная активность
– это деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности
и способствующая решению общественных задач (Т.Н.Мальковская); социальная
активность зависит от уровня культуры общественных отношений, характера
развития в человеке общественных начал (О.Д.Чугунова).
Инициатива или проявить инициативу?
По мнению педагогов и учащихся ГУО «Гимназия-колледж искусств г. Молодечно» это:
рефлексия; желание что-то изменить; умение проанализировать ситуацию,
определить цель, поставить задачи, смоделировать способ достижения целей,
проинвентаризировать ресурс и найти дополнительные ресурсы. Как итог -
попытаться что-то сделать.
Как побудить взрослого
или ребенка проявить инициативу? У
каждого есть желание или нежелание
изменить мир вокруг себя; есть право на отказ и осознание наличия у него права
иметь мнение, права что-то делать по своему желанию.
В 2012/2013 учебном
году определены организационно-управленческие ресурсы становления активной
гражданской позиции участников гимназического сообщества, к которым относятся
Фестиваль детско-взрослых инициатив в интересах устойчивого развития
Молодечненского региона, Интернет-клуб «Паутина.arts» , клуб волонтеров «Спешите делать
добро», клуб выходного дня «МаДамочки», бизнес-компания учащихся «Art.biz».
С 2012 года в гимназии-колледже искусств
проходит Фестиваль детско-взрослых инициатив в интересах устойчивого развития
Молодечненского района (в 2013 году Фестиваль проводился в
рамках Недели устойчивого развития – 2013).
Основная форма Фестиваля: представление и защита инициатив по изменению жизни
каждого через влияние на среду прямого воздействия – социум.
Тематика дней: «Мы и здоровая окружающая среда»,
«Мы и здоровое окружение», «Мы и технологии, которые используем», «Мы среди людей, творящих историю», «Мы -
агенты перемен в интересах устойчивого развития».
В рамках дня «Мы - агенты перемен в интересах
устойчивого развития» в 2013 году учащимися 9-ых классов и 1 курса колледжа
проведены городской интерактив «Поговори со мной!», направленный на привлечение
внимания общественности на взаимоотношения родителей и детей. Советом
гимназистов и учащимися 6 и 7 классов проведены городской флеш-моб «Чистый дом, подъезд, город – чистая планета»
и акция «Чистый городской парк - чистая планета!».
Таким образом, проведение Фестиваля позволяет
создавать условия для становления активной гражданской позиции участников
гимназического сообщества: доступность для участия ребенка в системе принятия
решений, включенное участие, партнерство, детско-взрослая общность, возможность
включения в сеть или в сетевое сообщество, стимулирование инициатив, создание условий
для коммуникации. Основой успешности реализации инициатив являются: материалы, задания, консультации, дорожные
карты.
Результативность воспитательных усилий по
подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к
самостоятельной жизни во многом зависит от характера взаимодействий с
окружающей действительностью. Чем шире практика взаимодействия с окружающим
миром, тем доступнее и понятнее для них этот мир. Чтобы учащийся интернатного учреждения легче
адаптировался, нужно уже в школе помочь ему приобретать определённые правила
поведения, давать ему определённые навыки, закалять его и готовить к
самостоятельной жизни.
Ещё в 2010/2011 учебном году завязалось
сотрудничество ГУО «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно» с «ГУО
"Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат № 2 для детей с нарушениями зрения"
Минской области и тогда же созрела идея создания волонтёрского клуба «Партнёры
будущего» руководитель Годлевская Ж.Л.). Девиз клуба: «Спешите делать добро!». Цель
этой инициативы: способствовать интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей в современное общество.
Участниками клуба оказывается помощь
детям-инвалидам ЦКРОиР, детям, оставленным родителями в роддоме, детям,
находящимся на лечении в хирургическом отделении детской больницы г.Молодечно, кроме
этого проводятся мастер-классы с вышеуказанной категорией. Важным
условием эффективности взаимодействия гимназии-колледжа искусств г.Молодечно с
партнерами является достижение полноты общения детей и подростков, расширение
контактов, взаимодействия взрослых и детей как основы педагогического общения.
Деятельность клуба в 2013/2014 учебном году
отмечена дипломом победителя республиканского конкурса «Земля-наш дом!».
В декабре 2013 года в гимназии-колледже проведена
Ярмарка молодежных инициатив, главной целью проведения которой стало рекламирование
инициатив учащихся, педагогов и родителей,
направленных на привлечение внимания к экономическим, социальным и
экологическим проблемам жизни в Молодечненском регионе. В рамках данного
мероприятия было представлено 28 инициатив по изменению мира вокруг себя.
В наших планах – расширение сотрудничества с
районным Советом народных депутатов по пропаганде идей устойчивого развития
среди населения Молодечненского региона, Местным благотворительным фондом
«Наследие М.-К. Огинского» по поддержке юных художников, кинотеатром «Родина»
по проведению совместных акций.
Мы планируем проведение Передвижного фестиваля
детско-взрослых инициатив в интересах устойчивого развития, сущностью которого
станет «ползучая» («перемещаемая») неделя устойчивого развития молодежных
инициатив, пропагандирующая идеи УР среди населения. В рамках недели
обязательно участники будут проводить флеш-мобы, интерактивные представления,
акции в разных уголках Беларуси и, возможно, Германии, Литвы, Латвии.
Таким образом, выращивание «агентов перемен», прежде всего в самом
учреждении, дает возможность включать местное население, представителей
общественных организаций и местной власти в решение вопросов устойчивого
развития района через реализацию социально-значимых проектов.
Включение в деятельность по социальному
проектированию не только подростков, но и педагогов и родителей повышает
значимость такой деятельности для учащихся, что способствует, в свою очередь,
повышению их социальной активности и развитию активной гражданской позиции, и,
следовательно, формирует компетенции в области рационального природопользования
у всех членов гимназического сообщества.
Список
использованных источников
1. Партнерская сеть школ
устойчивого развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agendaschools.net/
2. Филипович, Е.В.,
Хазикова, О.Ю., Храмцевич Е.В. В интересах устойчивого развития/ Е.В.Филипович,
О.Ю.Хазикова, Е.В.Храмцевич// Образование Минщины.-2013.- №6.- с.6-8.
3. Хазикова,О.Ю., Храмцевич,Е.В.
Комплексная поддержка педагогических инициатив – условие деятельности ГУО
«Гимназия-колледж искусств г.Молодечно» как ресурсного центра образовательных
практик в интересах устойчивого развития/ О.Ю.Хазикова, Е.В.Храмцевич// II
Республиканские педагогические чтения «Инновационные тенденции в современном
образовании» (Минск,15-16 ноября 2013 года) [Электронный ресурс]/ Министерство
образования РБ.
4. Хазикова,О.Ю., Храмцевич,Е.В.
Деятельность ресурсного центра развития образовательных практик по обеспечению
комплексной поддержки педагогических инициатив/ О.Ю.Хазикова, Е.В.Храмцевич//
Сборник материалов
научно-практической конференции «Образование в интересах устойчивого развития –
условие и механизм становления субъектности и сотрудничества участников
образовательной деятельности». – 2013.
5. Савелова, С. Б. Учимся
проектировать деятельность социально активной школы/ С.Б.Савлова // Адукацыя i
выхаванне. – 2009. – № 6. – с. 47 – 50.
Комментариев нет:
Отправить комментарий